010000, г. Астана, Тараса Шевченко, 6

Беташар

Шаг за шагом, ступая по белому полотну «Ақ жол», преодолевая волнение и сдерживая улыбку на лице, жених и невеста появляются в центре зала. Лицо красавицы скрывает кружевное полотно, которое символизирует чистоту и светлое будущее… «Беташар» проводили в древности еще наши предки-кочевники. Скрывать лицо — означало беречь его от недоброго глаза. Вот и сегодня проведение этого обряда по-прежнему сохранило свое особенное символическое значение.

«Беташар» — это красивый казахский обряд, который проводится на свадьбе. Он символизирует вступление новобрачной в новую семью и переводится дословно, как «бет» — лицо, «ашу» — открывать. Раньше «Беташар» проводился в доме жениха и по этому случаю устраивали отдельный «той». Лицо невесты, которую только привезли, без проведения обряда «Беташар», никому не показывали. Молодую усаживали в отдельной комнате за ширмой, где она ждала начала праздника. Когда все приглашенные были в сборе, нарядно одетую невесту под песню «Жар-Жар» выводили к гостям в головном уборе «сәукеле» с закрытым лицом. С обеих сторон ее под руки поддерживали «женгелер» — жены деверей. На обряд «Беташар» специально приглашался «ақын» — поэт-импровизатор, который с помощью песни представлял невесте родителей, родственников и близких жениха. Они же, в свою очередь, давали ему вознаграждение — «көрімдік». Каждого названного родственника невеста должна была  приветствовать поклоном — «салем салу». После представления всех присутствующих, акын кончиком домбры открывал лицо невесты. Ее осыпали «шашу» — сладостями и монетами, которые каждый гость старался заполучить как частичку радости и счастья. Свекровь поздравляла свою невестку и снимая «сәукеле» надевала на ее голову «кимешек». Гости отмечали это событие за щедро накрытым дастарханом.

овременная казахская свадьба проводится, как правило, в ресторане и начинается с торжественной встречи сватов «құдалар». В это время молодожены, приехав со свадебной прогулки, уже ожидают своего выхода. Согласно традициям, невеста должна быть с покрытой головой. Если она одета в национальный свадебный наряд, то на голове будет красоваться «сәукеле», если она в европейском свадебном платье, то достаточно прикрыть лицо фатой. Девушки в казахских национальных костюмах в танце расстилают белоснежный «Ақ жол», и тамада предлагает гостям встретить молодоженов традиционной песней «Жар-Жар». В древности эта песня была своеобразным состязанием между друзьями жениха и подружками невесты. «Жар-Жар», который поется сегодня — это эстрадный вариант, написанный в 70-80 х годах прошлого века поэтом Абдрахманом Асылбековым и Еркешем Шакеевым.

Итак, под дружные аплодисменты и песню «Жар-Жар» молодые заходят по белой дорожке и останавливаются в центре зала. Гости с радостным нетерпением наблюдают за происходящим. Под звуки домбры исполняется «Беташар», который может быть традиционным или авторским. Если хозяева предпочитают сэкономить, то обряд проводит тамада, если бюджет свадьбы более солидный, то появляется возможность услышать авторский «Беташар» в исполнении знаменитого певца или акына. В начале песни, как правило, акын напоминает молодой девушке о том, что в ее жизни начинается новый этап и теперь она не только дочь своих родителей, но и сноха, которая отныне должна уважать родителей мужа, почитать старших и хранить свой семейный очаг. Акын знакомит молодую невесту с родственниками мужа, начиная со старших. Для каждого названного гостя она делает поклон «салем салу». Гости радостными возгласами и аплодисментами приветствуют каждый ее поклон. По окончании песни акын концом домбры приоткрывает вуаль, за которой спрятано лицо невесты. Под музыку и аплодисменты молодых осыпают конфетами и деньгами — «Шашу». После окончания «Беташара» начинается свадебное застолье.

Нужно отметить то, что в разных регионах Казахстана «Беташар» имеет свои колоритные особенности. К примеру, на юге до сих пор принято накрывать невесту большим платком. На один конец платка привязывают скалку «оқтау» за которую тянут во время каждого поклона невесты. Во всех областях Казахстана обязательным условием на «Беташаре» является специальное блюдо «табақ» в который названные родственники кладут деньги. По окончании обряда акын, исполнявший «Беташар», забирает его в качестве вознаграждения. Но есть одно интересное обстоятельство. В городах и селах от Балхаша до Нуринска и от Жана-арки до Егиндыбулака это почему-то не принято. Тамады в шутку называют это «Беташаром по-карагандински».

Сегодня проведение обряда «Беташар» приобретает все большую красочность и театральность. Танцевальные коллективы и свадебные агентства могут предложить более эффектное появление невесты. Она может выйти в сопровождении девушек в национальных костюмах под сводом «шанырака», импровизированного «сәукеле» или большим прозрачным полотном. Красиво выглядит и появление невесты из большого цветка. Можно придумать очень много способов украсить обряд «Беташар», главное, чтобы не менялась его суть, и он по-прежнему остался самым главным обычаем на казахской свадьбе.

Традиция проведения «Беташар» в несколько измененном виде сохранилась до сих пор.

Event Agency — "Abcon" поможет Вам в организации и проведении тоя(мерояприятии)

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ